Итоги деятельности: Годовой отчет 2015-2016

Слово директора

Еще один год (уже двенадцатый) успешно закончился для всех нас: для сотрудников, наших подопечных, студентов, волонтеров, спонсоров и просто друзей Центра «Флоренс»! Каждый год, подводя итоги, задаешь вопросы: «А все ли сделано как задумывалось? Все ли проекты и программы работали, как хотелось?» «Что не получилось и почему?» На многие вопросы уже ответили позитивно, часть вопросов еще ждет ответа.

Но главное – поставленные задачи, в целом были выполнены. Программы работали и, самое главное, мы видели, как реагировали клиенты на те услуги, которые мы предоставляли. А наши клиенты – это, в первую очередь, дети разных возрастов. И дошкольники, и школьники! А их улыбки и смех – наши главные подарки в этом году! И их было много, таких подарков.

Чем же ознаменовался прошедший 2015-2016 гг.? В первую очередь большим охватом людей и разнообразными услугами.  Это коррекционная социально-педагогическая и психологическая помощь. Это социализация и ресоциализация детей и подростков. Это информационная и профилактическая работа. Главное мы видим, что то, что мы делаем, надо нашим детям и подросткам. Знания, умения и навыки помогают им не только выживать в обществе, но и чувствовать себя полноценными членами общества.

Это новые формы работы – создание Центра разрешения конфликтов в одной из школ города. Работа в профессионально-технических училищах города. Вот где нужна наша помощь. Самый высокий процесс подростков группы риска. Создание новой балинтовской группы для специалистов, работающих с Вич-инфицированными людьми.

Постоянное улучшение технического оснащения программы: оборудование детской площадки, посудомоечная машинка, кондиционеры, мебель и др.

Мы рады, что в таких непростых политических условиях страны люди стараются быть оптимистами и поддерживают друг друга в трудную минуту! Сотрудники, по- прежнему, ориентированы на повышение профессионализма, на творческое отношение к работе, на ее качество. И главное – на любовь к людям! А значит у центра «Флоренс» есть будущее!

Л.А. Романенкова

 

Програма “Здоровое поколение”

Во время обычного тренингового занятия в классе ребята участвовали в упражнении «Переправа». В инструкции одним из обязательных условий было переправиться всей командой из пункта А в пункт Б. Во время урока ребята очень старались, но все равно им никак не удавалось переправить всех членов команды. Однако задание настолько увлекло детей, а их глаза так горели от интереса, что даже после звонка они просили тренера: «Ну можно мы еще чуть-чуть?!», «Мы еще раз хотим попробовать!». Занятие пришлось завершить, так и не закончив упражнение. Но когда тренер пришел на следующую встречу, его сразу же окружила группа ребят, которые с энтузиазмом размахивали исписанными листиками. «Мы сделали это! Мы смогли! Мы все рассчитали! Мы решили задание!», – радостно кричали они.

Пробудить интерес к общению, наладить дружеское взаимодействие между детьми и передать им важную для жизни информацию – вот, что значимо для нас в работе со школьниками и студентами по программе «Здоровое поколение».

В этом году важной частью нашей работы стал грантовый проект «Стоп ВИЧ/СПИД» по профилактике ВИЧ/СПИДа среди студентов училищ. Помимо этого, в школах нашего города мы провели более 70 лекционных и тренинговых занятий по различным темам. Как и в прошлом году, среди них наиболее востребованными оказались тренинговые занятия «Я+другие» (по формированию дружеских взаимоотношений в коллективе), лекции «Профилактика насилия», «Профилактика конфликтов», «Я-подросток».

Как показывает опыт, родители и учителя обеспокоены даже не столько вероятностью курения и распития спиртных напитков детьми, сколько их неспособностью договориться друг с другом, построить дружеские отношения и, в целом, их повышенной агрессивностью.  Многие дети просто не готовы к сотрудничеству и нуждаются в постоянной поддержке и сопровождении. Поэтому в некоторых классах мы проводим занятия в течение нескольких лет подряд.

Отдельная работа проводилась нами по повышению уровня педагогической компетентности родителей и учителей. По их отзывам, такие занятия помогли им лучше узнать и понять своих детей. В следующем году мы планируем начать новый 3-годичный проект «Территория Z (здоровья)», который поможет школьникам в формировании здорового образа жизни.

 

Проект «Стоп ВИЧ/СПИД»

Почти целый год в училищах и лицеях нашего города проходил интересный украино-канадский проект. Сотрудники Запорожской общественной организации «Флоренс» подняли проблемную для Украины тему ВИЧ/СПИДа. Как показал опрос в училищах, несмотря на то, что ВИЧ/СПИДу посвящено много занятий, уровень знаний подростков в этом вопросе все еще остается низким.

Помочь подросткам уберечь себя от страшного недуга и сформировать правильные представления о безопасном поведении – именно такую цель преследовал проект «СТОП ВИЧ/СПИД». Проект проходил в Запорожье с апреля 2015 по март 2016 года. За это время занятия посетили не только учащиеся училищ и лицеев, но и педагоги, и студенты ВУЗов. А после выступления лекторов все учебные заведения, участвовавшие в проекте, получили комплект методических материалов по профилактике ВИЧ.

Занятия проходили настолько увлекательно, что учащиеся даже не замечали, как быстро запоминали важную для них информацию. В этом году в учебных заведениях проводилось уже не по одному занятию для каждой группы, а по два. Заполнить анкету, посмотреть познавательное видео, поиграть в интересную викторину с одногрупниками – вот неполный список того, что ребята должны были успеть за первую встречу. А на втором занятии всех ждал увлекательный квест, где учащиеся посещали разнообразные станции и выполняли интересные задания. В конце победителей неизменно ждали ценные призы.

Социальные педагоги и психологи, посещавшие лицеи, отмечали искренний интерес ребят к занятиям, их высокую активность. Наибольшие затруднения вызывали вопросы о путях передачи ВИЧ. Так, многие подростки не знали о том, что ВИЧ может передаваться от матери к ребенку. Также во время обсуждений часто доводилось слышать следующие реплики:

«Я думал, что существует только один путь передачи – половой», «Мы не знали, что социальные службы не делают анализ на ВИЧ»

В одном из училищ после занятия мальчик с облегчением воскликнул:

«Я думал, что комары тоже переносят вирус ВИЧ. Теперь я их не боюсь!».

Ведущие отвечали на десятки вопросов, информируя учащихся о реальной ситуации. И уже к концу занятий ребята четко знали, что такое безопасное поведение.

Полезными занятия оказались и для учителей. Педагоги с удивлением отмечали:

«Нам казалось, что мы все знаем по этой теме, но занятия показали, как много пробелов в знаниях! Было настолько интересно, что мы даже не заметили, как начали играть вместе с детьми».

В результате проект «Стоп ВИЧ/СПИД» охватил 10 училищ нашего города. Занятия проведены в 50 группах, а это приблизительно 1250 человек.

Волонтер

«Волонтером может быть каждый – и ребенок, и студент, и депутат!» Именно с таким лозунгом работала наша программа «Волонтер» в этом году. Наш ежегодный концерт «Світ великих сердець» может гордиться, что в его организации приняли участие самые разные люди. На этот раз одним из веселых волонтеров в костюме ростовой куклы стал не кто иной, как депутат областного совета. Несмотря на свой депутатский статус, этот замечательный волонтер так весело играл с детьми на празднике, что стал примером для всех остальных волонтеров!

Самое ценное в нашей организации – это люди! Именно поэтому мы рады видеть каждого человека, который готов помочь доброму делу, будь то участие в концерте, прогулка с детьми или благотворительная помощь.

Этот год не стал исключением для добрых поступков – большое количество людей помогло нашему Центру не только словом, но и делом. Каждому из 70 пришедших волонтеров нашлось занятие по душе.

Важным событием этого года стало участие нашего волонтера, руководителя программы «Мы такие же, как все!» Булатова Сергея Викторовича в Александровской премии. Он был представлен в номинации «Посол доброй воли» и вышел в финал, заняв место в тройке самых достойных!

Спасибо большое всем волонтерам за неоценимый вклад в развитие волонтерского движения нашего города! Наши двери всегда открыты для вас.

 

Консультирование

«У моего ребенка компьютерная зависимость», «Мой ребенок весь день сидит в Интернете», «Мой сын не отходит от компьютерных игр», «Я не знаю, что мне делать с ребенком – он ничем не интересуется, кроме компьютера!», именно с таких фраз начиналось большинство наших консультаций в этом году.

Большое количество родителей подростков с тревогой обращались к нам за помощью, беспокоясь о судьбах своих детей. Отказ от общения, от обязанностей, от еды, пассивность к окружающему миру – вот неполный список признаков компьютерной зависимости. По мнению специалистов, масштабы этой проблемы приобрели размер эпидемии.

Мы старались помочь нашим клиентам, выясняя и устраняя причины подобного явления. Мы увидели необходимость такого направления нашей работы, как консультирование.

Тренинговая мастерская

В этом году новым и интересным для нас стало сотрудничество с общественной организацией «Школа волонтеров № 612».

«Школа волонтеров № 612» – это неформальный и легкий ввод человека в волонтерскую деятельность, определение его наклонностей и предоставление знаний, необходимых для продуктивной волонтерской работы.

Креативные и инициативные ребята из Школы пригласили нас провести серию тренинговых занятий «Менеджмент волонтерских групп». Участниками тренинга стали активисты нашего города, которые возглавляют волонтерское движение в своих организациях. В ходе тренинга поднимались и обсуждались вопросы, волновавшие участников: «Как правильно организовывать и вдохновлять волонтеров?», «Как их удержать в организации?», «Как упорядочить свою работу с волонтерами?» и т.д.

По словам сотрудников Школы, эти занятия принесли пользу всем – и волонтерам, и тем, кто с ними работает. С нетерпением ждем следующих совместных проектов!

 

Практика студентов

К нам на практику пришла студентка, которая не знала, какую профессию выбрать. Поступив на специальность «социальная работа», она сомневалась в своем выборе:

«Я думаю, что все-таки перейду на «Правоведение». «Социальная работа» – это не мое».

Через неделю занятий и практических заданий она с удивлением сказала:

«Я и не думала, что социальная работа может быть такой интересной! Получается, что я просто о ней ничего не знала. Оказывается, работать с людьми – это не так просто, как я думала. Я теперь не уверена, что хочу переходить на другую специальность. Вы открыли мне новые горизонты».

Мы рады, что год от года растет количество студентов, приходящих к нам на практику. Если в прошлом году мы приняли у себя и обучили 35 человек, то в этом году эта цифра выросла до 59. Из них 14 студентов Запорожского национального университета (12 социальных педагогов и 2 психолога) и 35 студентов Экономико-правового колледжа (15 социальных педагогов и 30 социальных работников).

Становясь частью нашего коллектива, ребята активно помогали в нашей деятельности. Прогулки с детьми программы «Кенгуру», методическая работа, участие в занятиях для школьников, работа с пожилыми людьми Меннонитского семейного дома, активная подготовка и участие в интегративном концерте «Світ великих сердець» – вот далеко неполный список дел для студентов. Одновременно чему-то научиться и помочь другим – вот две задачи, которые мы всегда ставим перед нашими практикантами. Ребята с успехом выполняли все порученные им дела, день ото дня повышая свой профессиональный уровень.

Как и в прошлом году, мы постарались уделить внимание не только обучению студентов каким-то практическим навыкам, но и их личностному росту. С этой целью для некоторых групп мы проводили тренинги коммуникативной компетентности. На занятиях они изучали особенности своего характера, раскрывая свой потенциал, свои сильные и слабые стороны, что дало им путь к развитию.

Мы увидели, что знания студентов о профессии не всегда соответствуют реальности, поэтому мы всегда стараемся максимально качественно подготовить их к будущей работе, но главное – привить к ней любовь!

Обучение специалистов социальной сферы

Центр «Флоренс» в течение года проводил обучение специалистов социальной сферы на разных уровнях. Так, за отчетный период мы 10 раз выступали с лекциями и проводили практические занятия со студентами Запорожского национального университета и Запорожского национального технического университета. Тематика выступлений была социальной, психологической направленности, а также имела отношение к реформе образования. Студенты очень интересовались практическими формами работы, проблемами управления общественными организациями.

Для института последипломного образования были прочитаны 4 лекции по коммуникативной культуре руководителя, по Центрам разрешения конфликтов, по технологиям проведения родительских собраний. Слушатели этих курсов – нынешние социальные педагоги и психологи школ. Для них очень важным является практичность и новизна предоставляемой информации. Поэтому мы очень старались ознакомить их с новыми достижениями и методиками по работе с детьми. Особенно интересной для них оказалась отработка всех упражнений и методик, которые студенты с радостью апробировали на себе. К сожалению, иногда сталкиваемся с тем, что полученные знания позже не используются в работе в школах.

Второй и последний год продолжалась работа Балинтовской группы для заведующих отделений городской службы социальной помощи (отделения ухода за одинокими пожилыми гражданами).  Помимо работы по анализу отдельных кейсов, нами были введены новые формы работы. Это мини-лекции по вопросам смерти и умирания; веселое упражнение, каким должен быть руководитель; физзарядка для сотрудников; тренинг на доверие «Построй квадрат из веревки с закрытыми глазами» и др. «Для нас ваши занятия, как глоток свежего воздуха», – однажды сказали специалисты после очередной встречи. Отрадно, что потом эти занятия наши коллеги проводят со своими сотрудниками. Такая группа должна существовать постоянно, потому что уровень стресса у специалистов, работающих в этой области достаточно высокий.

В этом году мы инициировали и осуществляем посреднические функции по работе Балинтовской группы социальных работников, оказывающим услуги ВИЧ-инфицированным клиентам.  Планируем набрать новую Балинтовскую группу из специалистов социальной сферы.

 

«Мы такие же, как все!»

На протяжении многих лет Центр «Флоренс» плодотворно сотрудничает с Камышевахской школой социальной реабилитации. Неизменными остаются наши спортивные мероприятия: футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика. Как всегда, футбол – самый любимый вид спорта у подростков. В нынешнем году большее количество матчей выигрывали именно ребята из школы. Студентам надо подтянуться и больше заниматься! Благодаря футбольным матчам подростки постоянно тренируются, стараясь обыграть студентов. Новым в нашей работе были соревнования на велосипедах. К нашему удивлению, все подростки умеют кататься и показали в соревнованиях хорошие результаты.

Традиционными стали для нас посиделки вокруг костра и приготовление борща. После борща все поют песни, особенно ребятам нравится, как поет руководитель программы «Мы такие же, как все!» Сергей Булатов.  Еще одно занятие, ставшее традицией – приготовление вареников. Лепят все вместе: и студенты, и ребята. А есть приглашаются все: и сотрудники школы тоже! 

На Новогодний концерт номера художественной самодеятельности тоже готовят все! Студенты танцуют, поют, показывают юмористические номера (в этом году это были мимы!). Наши маленькие друзья подготовили песни, в том числе и на английском языке. Но больше всего всем понравилась дискотека после концерта.

Помимо студентов факультета туризма, к подросткам приезжали студенты факультета актерского мастерства. Они читали отрывки из литературных произведений, показывали сценки, исполняли собственные музыкальные произведения.

Новой составляющей наших визитов стали мини-лекциии и беседы с ребятами о здоровом способе жизни. Были рассмотрены вопросы физического и духовного здоровья. Ребята активно принимали участия в викторинах о здоровье, обсуждали видеоматериалы и сказки о здоровье.

Обсуждая вопросы добра и зла, подростки высказывали свое мнение:

«Если другим будешь делать хорошо, то и тебе будет хорошо. А если другим будешь делать плохо – и тебе будет плохо».

Не только дети, но и сотрудники были вовлечены в программу по здоровому образу жизни. Они приняли участие в викторине. Команды активно отвечали на вопросы, зарабатывали призы.

«Нам тоже нужны такие занятия, не только нашим детям! Проводите с нами чаще такие мероприятия! Это было здорово!»

Работая по этой программе, мы видим радость детей от наших приездов, их желание равняться на студентов, вести здоровый образ жизни. Однако есть и ряд сложностей, связанных с нашей работой в школе.

Основная проблема сотрудничества – сотрудники школы мало что меняют в программе перевоспитания подростков.  Никакие из новых форм работы, которые мы предлагали, не внедряются. В первую очередь, не меняется характер взаимоотношений между воспитателями и детьми. Дети ходят с клеймом преступника, о котором им все время напоминают. Не проводятся спортивные мероприятия, которые мы предлагаем, хотя ресурсы для этого имеются. Нет обучения необходимым для жизни профессиям, они по-прежнему вяжут и вышивают в свободное время!

Несмотря на существующие сложности, мы все же планируем продолжать наше сотрудничество, надеясь на изменения со стороны администрации и специалистов школы в сторону усовершенствования методов обучения и воспитания.

 

Социальные акции

В сентябре этого года, факультет Социальной педагогики и психологии Запорожского национального университета организовал и провел замечательную благотворительную ярмарку.

На большой перемене у студентов появилась уникальная возможность приобрести чудесную выпечку, приготовленную их однокурсниками, а также насладиться фееричным выступлением студентов театрального отделения. Все средства, вырученные на ярмарке, были потрачены на приобретение теплых пледов для малышей программы «Кенгуру» ЗООО «Флоренс». 

В марте месяце Центр «Флоренс» пригласили принять участие в выставке «Инновационные педагогические технологии» на базе лицея № 99.

В течение целого дня наши сотрудники рекламировали деятельность организации среди учителей и родителей. Для этого был выбран необычный формат – викторина с призами – ведь нашей задачей была реклама интересных педагогических технологий. В результате около 200 учителей, родителей и детей получили информацию о формах работы по профилактике здорового образа жизни, а также о деятельности организации.

В день защиты детей сотрудники Центра «Флоренс» стали участниками социального мероприятия «Хай сонцю і квітам всміхаються діти!».  Основной целью мероприятия стало привлечение внимания общества к проблемам института семьи, профилактики социального сиротства; поддержка, развитие и воспитание чувства духовности, национального сознания семей с детьми и молодежи; информирование населения о государственных и негосударственных организациях, которые предоставляют социальные услуги семьям, детям и молодежи.

Работая в секторе «Ярмарка социальных услуг» наши коллеги не просто презентовали деятельность ЗООО «Флоренс», но и повышали культурный и образовательный уровень гостей праздника. Всем желающим предлагалось поучаствовать в интересной викторине по здоровому образу жизни и получить сладкий приз за правильный ответ.

 

Интегративный концерт «Світ великих сердець»

Трудно поверить, что вот уже семь лет Запорожская областная общественная организация «Флоренс» (Центр «Флоренс») проводит интегративный концерт «Світ селиких сердець»14 апреля ДК ЗаЛК снова радушно распахнул двери для более 500 человек. Большое сердце, полное любви к окружающему миру, есть у каждого – и у взрослого, и у ребенка, и у всех людей, которые хотят и дарят такой праздник всем, всем, всем…

Идея интегративного мероприятия давно витала в воздухе. Хотелось сделать что-то яркое, интересное и запоминающееся для нашего города. А еще хотелось соединить в какой-то совместной деятельности ребятишек с особыми потребностями и обычных школьников. Так и возникла идея создания праздника, на котором без всяких преград все желающие могли поучаствовать в игротеке и концерте. Причем, могли и играть, и выступать на равных. Смекалисты и талантливы все!

Игротека в этом году удалась на славу! Масса интереснейших станций, мастер-классов, необычных заданий воодушевили всех участников на веселое времяпровождение. Никто не мог усидеть на одном месте, ведь нужно было что-то угадывать, танцевать, петь, рисовать, сражаться с силачом, проявлять свою меткость, прыткость и многое-многое другое. А сладкие, забавные и яркие призы никого не могли оставить равнодушными! Также за час нужно было успеть сфотографироваться с веселыми куклами, нарисовать на лице оригинальную картинку, стать моделью для портрета, сделать шикарную прическу и проявить все свои таланты!

И по традиции после веселых игр всех ребят ждал концерт. Трогательные песни, зажигательные танцы, классическая музыка и показ мод – зрителям в зале просто некогда было скучать!

В перерывах между номерами хорошее настроение всем гостям помогала сохранять команда заводных ведущих, которая вместе с давним другом Центра «Флоренс» Сергеем Куликовским просто зажигала и взрывала зал драйвом и позитивом. Конкурсы, шутки, интерактивные игры – вот лишь немногое из арсенала активных ребят.

После завершения концерта многие родители уходили из зала со слезами благодарности на глазах. А учащиеся школ и интернатов, заряженные бодростью и позитивом, еще долго напевали финальную песню «Зажигай сердце». В этом году Запорожская областная общественная организация «Флоренс» снова зажгла сердца юных запорожцев!

 

Участие в семинарах и конференциях

В этом году наши сотрудники приняли участие в семинаре Украинского независимого центра политических исследований «Как влиять на местную власть?». Цель мероприятия – повышение уровня осведомленности участников о механизмах взаимодействия между местной властью и общественными организациями.

Результатом обучения стала разработка совместных грантовых проектов, которые объединяют усилия города и общественных организаций в решении значимых социальных проблем.

Также наши сотрудники присутствовали на встрече представителей общественных организаций, занимающихся защитой прав детей. Целью конференции было объединение в Ассоциацию общественных организаций для улучшения качеств оказываемых услуг.

В этом году снова состоялся круглый стол для общественных организаций Запорожской области и зарубежных специалистов из Боснии и Сербии. Организаторами выступил Меннонитский центральный комитет. Участники мероприятия делились своим опытом работы с временно перемещенными лицами (ВПЛ). Специалисты из Боснии поделились своим опытом работы с травмами войны, что оказалось очень полезным для всех присутствующих. 

Помимо этого, мы приняли участие в круглом столе для будущих учителей. Мероприятие проводилось на факультете Социальной педагогики и психологии. Его цель – показать потенциал сотрудничества будущих учителей с психологической службой школы и обговорить пути такого взаимодействия. 

Центр «Флоренс» снова принял активное участие в ежегодном саммите Меннонитского Центрального Комитета (МЦК).

Цель саммита – ознакомление с партнерами МЦК, проведение совместных игр и тренингов на сплочение различных организаций, формирование взаимоотношений. По завершению встречи, ряд конкурсов и викторин мы стали использовать в своей деятельности. Также для нас стало полезным ознакомление с формами работы других организаций.

Совместно с факультетом Социальной педагогики и психологии Запорожского национального университета при поддержке фонда «Дитина з майбутнім» был организован и проведен семинар-практикум Консула «Аутизм-Европа» Инны Сергиенко. Этот семинар собрал не только преподавателей, учителей, воспитателей, коррекционных педагогов со всего города, но и ведущих социальных педагогов, психологов и общественных деятелей нашей области. Всего около 170 специалистов и родителей посетили семинар.

 

Проект “Школьная медиация”

С декабря 2015 года стартовал новый проект «Центр разрешения конфликтов» в одной из школ города (СШ №5). Перед началом проекта сотрудниками Центра Флоренс были проведены ознакомительные презентации для администрации, учителей и ребят школы. Были представлены основные идеи медиации в школе. Школа заинтересовалась идеей создания такого центра. Для обучения группы медиаторов было проведено интервью и отобраны 11 мальчиков и девочек из 9 и 10 классов.  Для ребят специалистами по медиации из Полтавы был проведен тренинг общей длительностью 32 часа.

Впоследствии ребята выбрали название Центра («Довіра»), разработали флаера, презентации, буклеты. И провели для всех классов презентации о том, чем будет заниматься Центр разрешения конфликтов.

Для четырех старших классов также были проведены тренинговые занятия на развитие коммуникации – веселое и увлекательное занятие «Бутерброд». В следующем году мы планируем набрать и обучить новых медиаторов, так как часть этой группы уйдет со школы.

Основные направление деятельности Центра медиации в школе – разрешение конфликтов между ребятами, а также профилактика насилия.

На наш взгляд, работа могла бы быть более активной, если бы было больше поддержки и сопровождения со стороны социально-психологической службы школы. В связи с этим на следующий год Центр «Флоренс» будет больше вовлечен в процесс проведения тренингов и медиации.

 

Программа «Кенгуру»

В 2015-2016 году программа «Кенгуру» работала в режиме группы дневного пребывания. Деятельность программы была направлена на формирование гармоничной воспитательной и образовательной среды для детей с особыми потребностями, с целью обеспечения их физического и социально- психологического развития. На протяжении года программу посещали 25 детей.  Ребята имели возможность поучаствовать в различных формах работы, среди которых: групповые занятия (более 350 часов), индивидуальные занятия (более 500 часов), 10 экскурсий и выездных мероприятий, 10 праздничных мероприятий, клоунотерапия (24 занятия), музыкальная терапия (48 занятий), иппотерапия (12 занятий), посещение бассейна и сауны (31 занятие). Кроме того, специалистами программы велась активная работа с родителями – было проведено 13 семинаров, 22 консультации, 3 родительских собрания.

На протяжении года нам оказывали активную помощь студенты-волонтеры – социальные педагоги, психологи и социальные работники. Волонтеры помогали во время прогулок, изготавливали дидактический материал, участвовали в проведении занятий и экскурсий. Это оказалась уникальная возможность для студентов развить свои профессиональные навыки и понять, что в дальнейшем они хотят работать с детьми с особыми потребностями.

В этом году сотрудники программы повышали свой профессиональный уровень – участвовали в семинарах, изучали специализированную литературу. Кроме того, нам посчастливилось побывать на практике у немецких коллег в г. Магдебурге, в инклюзивном садике, специализированной школе, школе группы продленного дня, которую посещают дети с особыми потребностями, в центре раннего распознавания особенностей развития, в детском саду раннего распознавания особенностей развития, и в загородном детском лагере, для детей, посещающих эти детские учреждения. В свою очередь, мы презентовали нашу программу «Кенгуру», и рассказали о всех видах деятельности нашей работы. Эта поездка оказалась невероятно полезной, очень продуктивной, так как у нас появилась возможность обучиться новым видам работы с детьми, которые мы теперь можем использовать в своей деятельности.

В мае мы провели грандиозное мероприятие, в котором приняли участие не только дети, но и их родители. Совместно с Центром «Флоренс» организовали пикник на острове Хортица. Ребят и родителей ждали Сказочная Пони с веселыми подвижными играми, яркими игрушками и забавными конкурсами, а также вкусная еда и большое количество хорошего настроения. Мы с удовольствием провели время, и отметим, что такое мероприятие помогло поближе узнать друг друга, очень сблизило и сплотило родителей, детей, коллектив между собой.

В течении года мы организовали различные экскурсии – прогулка на катере по Днепру, экскурсии в библиотеку им. Андросова, посещение Детской железной дороги, зоопарка, аквариума, дендрариума, посещение детских развлекательных центров, посещение городских детских площадок, прогулки и пикник в парке Дубовая Роща, посещение торгового центра «Ашан», где ребята имели возможность поучаствовать в мастер-классе по приготовлению булочек и пиццы. Подобные мероприятия позволяют не только получить большой заряд положительных эмоций, но также и колоссальный опыт социализации, взаимодействия друг с другом и с незнакомыми людьми, дают возможность изучить правила поведения в общественных местах, и в дальнейшем активно используются ребенком в практической жизни.

В этом году мы достигли больших успехов во всех видах своей деятельности. Мы создали информационные листовки об аутизме, и благодаря поддержке депутатов, смогли их растиражировать. Специалистами программы была проведена колоссальная работа с родителями – мы коснулись тем начиная от обучения социально-бытовым навыкам, развития речи ребенка и заканчивая темами саморазвития и самореализации родителей. Одним из успешных нововведений в нашей работе стала песочная терапия – это уникальная техника, позволяющая познать внутренний мир ребенка, обладающая мощным терапевтическим, коррекционным и расслабляющим эффектом. Кроме того, в этом году мы особое внимание стали уделять занятиям по физической культуре, как в индивидуальной, так и в групповой форме. Успехи в физическом развитии детей настолько нас поразили, что следующий год своей работы мы решили проводить под девизом: «В здоровом теле – здоровый дух!».

В течении года мы наблюдали огромную динамику в развитии каждого воспитанника. Среди наиболее значимых достижений можно отметить Кирюшу, который раньше с трудом самостоятельно передвигался, а сейчас с удовольствием бегает, прыгает, самостоятельно ходит, кроме того, получив опыт взаимодействия в детском коллективе, он легко и с успехом адаптируется в незнакомых местах, посещает центр с большим количеством детей разного возраста. Данила, который ранее не разговаривал, а сейчас активно повторяет услышанное, произносит много слов, пробует строить первые предложения. Леру, которая прошла длительный процесс адаптации, и сейчас с радостью помогает другим детям, взяла шефство над малышами, проявляет себя очень активной и любознательной. Нестора, который теперь посещает обычный детский сад, делает первые успехи в футболе и показывает очень хорошие результаты. Мы очень рады, что родители с благодарностью отмечают положительные изменения в детях, которые произошли благодаря помощи специалистов программы «Кенгуру» – папа Матвея отметил, что когда он рассказывает своим друзьям о нашей программе, другие не могут поверить, что такой центр может существовать в нашем городе.

С огромной благодарностью хотим отметить улучшение условий нашей программы – это не только разнообразные методические материалы для работы, спортивный инвентарь, но и посудомоечная машина, холодильник, пылесос, батут, новая дорога для катания на велосипедах, множество развивающих игрушек.

Мы очень рады результатам проведенной работы, особенно нас вдохновила поездка в Германию и практический опыт, полученный благодаря немецким коллегам. Это дает возможность применять в работе инновационные методики из высокоразвитых стран, а также обучать родителей. Мы не хотим стоять на месте и очень нуждаемся в постоянном повышении квалификации для разработки новых идей.

Для более удобной организации групповых занятий мы нуждаемся в приобретении детских стульчиков, оборудования для песочной терапии, детских матрасов, музыкальной беспроводной колонки, методических материалов, специализированной литературы. А также в планах на следующий год мы хотели бы создать пособие для родителей детей с аутизмом, поделиться историями из профессионального опыта, дать ценные рекомендации для воспитания таких деток.

 

 

Залишити відповідь