Итоги деятельности: Годовой отчет 2012-2013

Слово директора

Совершенно незаметно мы практически подошли к юбилею нашей организации. В следующем году ей исполнится 10 лет. Много это или мало для организации? Думаю, что это мало для организации вообще и много для общественной организации. Время подводит небольшие итоги. Итак, что же сделано за год, предшествующий юбилею?

Наверное, самое главное, мы увидели понимание окружающих и получили доверие к общественной организации как таковой.  Мы, Центр Флоренс, уже не рассматриваемся как чужеродный элемент в структуре общества и государства. Для нас это огромная победа!

Юбилей этого года – 5-летилетие программы «Кенгуру», которая прошла путь от посещения детей на дому до маленького детского сада. Здесь очень любят детей и заботятся, чтобы им было хорошо и комфортно в этом мире!

Открыли двери школы, училища, колледжи и техникумы. Университеты города стали нашими настоящими друзьями и единомышленниками. Так трогательно участвуют студенты в благотворительной и волонтерской помощи! У общества есть будущее!

Новым и важным событием стало инициирование и проведение международной европейской конференции по вопросам старения! Удачей считаем и календарь о пожилых людях для всех возрастов.

А еще рады, что на консультации по вопросам воспитания начали приходить не только мамы, а и вся семья!

Мне  приносит радость  отношение сотрудников ко всем людям, которые приходят к нам за помощью. Уважение, любовь, профессионализм, юмор, забота и трудолюбие коллег делают организацию сильной и надежной! 

Так держать!

                                                                                                                       Л.А. Романенкова

 

Программа «Кенгуру»

«Летом 2012 года у нашей дочери Юлии (имя изменено) проявились нарушения развития (ребенок стал выделяться из общей массы других детей). И наша семья впервые столкнулась с проблемой Аутизм. Мы начали искать возможности, как помочь ребенку. О программе ранней социальной реабилитации детей от 0 до 6 лет «Кенгуру» узнали из сети интернет (сначала прочитали положительные отзывы на форуме мамочек Запорожья, а после зашли на сайт ЗООО «Флоренс» www.florence.ucoz.ua). Нам очень повезло – на нашем пути встретились люди, которые искренне хотели помочь. Изначально меня смутило то, что Программа реабилитации построена по типу детского сада. Я предполагала, что нужно приходить и присутствовать на занятиях вместе с ребенком. Но, после того, как дочка начала посещать Центр, я убедилась, что подобное построение занятий и ежедневное пребывание в самом коллективе гораздо эффективнее отдельных упражнений, которые ребенок выполняет вместе с мамой. Занятия для физического развития, интеллектуальные занятия и музыкальные мероприятия – все это в комплексе способствует развитию моей дочери. Очень важным моментом проекта является возможность общения ребенка с другими детьми. Моя дочь научилась играть в совместные игры. Наша семья желает процветания Программе «Кенгуру» еще долгие годы и выражает искреннюю благодарность всем людям, которые принимали участие в создании проекта, за их понимание к проблеме аутизма. Огромное спасибо за высокий профессиональный труд, благодаря

которому моя дочка имеет возможность развиваться и общаться с детьми», – так высказалась мама Ю. в Книге отзывов, пожеланий и предложений Программы «Кенгуру».

А ведь в сентябре Ю. пришла замкнутым аутичным ребенком, который произносил всего три слова: «Да», «Нет», «Все» и играл самостоятельно. Сегодня ее активный словарный запас насчитывает более 50 слов, из 2-3 слов она строит предложения. Выучила имена всех детей и педагогов, обращается с просьбой к конкретному человеку, выполняет множество движений пальчиковой и артикуляционной гимнастик, утренней зарядки и танцев самостоятельно.

В 2012-2013 году Программа «Кенгуру» работала в режиме группы дневного пребывания. На протяжении года программу посетили 20 детей. 9 из них перестали посещать занятия в связи с переменой места жительства, достижения 6-летнего возраста, поступление в общеобразовательную школу в спецкласс, выявление других медицинских показаний, не позволяющих самостоятельно посещать занятия.

Подбор оптимального состава группы (не более 12 человек), где дети сочетаются по принципу дополнения (т.е. с противоположными симптомами и разнообразными диагнозами, такими как аутизм, синдром Дауна, детский церебральный паралич, гиперактивность, задержка психического и психо-речевого развития, различные виды аллалий и т.д.), обеспечивает более успешную идентификацию с альтернативным образцом поведения. Для детей замкнутых, малообщительных (некоторые из них никогда не выходят гулять на детские площадки, их диагнозы скрывают от родственников и знакомых), пассивных, не владеющих элементарными навыками общения, с нарушениями поведения, агрессией, сверхзависимых, с заниженной самооценкой, страдающих страхами и фобиями проведение занятий в форме групповой работы очень полезно и дает хорошие результаты. Здесь успешно решается задача социализации детей с особыми потребностями. А индивидуальные и подгрупповые (2-3-5 чел.) занятия повышают эффективность совместной работы команды специалистов.Занятия проводятся по 5 важнейшим функциональным составляющим: самообслуживание – социальное развитие, мелкая (тонкая) и общая моторика, язык (речь), мышление и восприятие. Коррекционную и профилактически-развивающую работу предваряет диагностическая работа развития и проверки достижений по общей программе Штрассмайера. Оценка уровня развития отражается в регистрационных бланках. Благодаря этому выясняется уровень развития каждого ребенка, формулируются цели работы и способы их достижения.

За это время многие ребята научились самостоятельно ходить в туалет, сидеть за общим столом во время еды, соблюдать режим дня. Впервые приняли активное участие в утренниках: «Праздник сбора урожая овощей», «Здравствуй, Новый 2013 год!», «Как я мамочку люблю!» (посвященный 8 марта), «Здравствуй, лето!». Идет приобщение детей к прекрасному посредством представлений кукольного театра. Проводят лепку, рисование, сказкотерапию и музыкальную терапию, аппликацию, конструирование, артикуляционную и пальчиковую гимнастику. Эти виды  прямо вплетены в игру и являются развитием сюжета и продолжением самой игры. Лечебная физкультура и массаж также являются полюбившимися формами работы наших воспитанников.

Сотрудники программы постоянно проводят социально-педагогические и психолого-педагогические консультации для родителей детей-участников Программы. В режиме «открытых дверей» мы принимаем активное участие в работе научно-практических конференций, семинаров и лекториев по различным проблемам, постоянно повышаем свой профессиональный уровень.

Родители доверяют нам самое дорогое – своих детей, а мы с честью и достоинством принимаем их в свою «крепкую семью». Благодаря тому, что дети находятся у нас целый день, некоторые родители смогли вернуться к своей профессиональной деятельности или пойти учиться. Мы хотим, чтобы каждый ребенок рос счастливым и мог чувствовать себя полноценным членом общества. Наш главный принцип: «Помоги мне сделать это самому!»

 

Программа “Здоровое поколение”

 «А я думал, что ВИЧ передается через комариные укусы и поцелуи», – признался нам один из учеников девятого класса – участников занятия по профилактике ВИЧ, – «после этой лекции я не буду бояться комаров!» Вот такие неожиданные мифы среди школьников приходилось нам развеивать во время занятий по программе «Здоровое поколение».

Именно эта программа стала одной из наиболее успешных в этом году. Активное распространение информации о проведении лекций, презентаций, тренинговых занятий по профилактике негативных явлений и пропаганде здорового образа жизни дало свои результаты: учителя разных школ и классов все больше и больше обращаются за помощью в наш Центр. В этом году сотрудниками было проведено в общей сложности 64 занятия по 10 различным темам. Расширилась тематика занятий. Большинство из них были разработаны по запросам самих школ. Приведем примеры:

Тематика лекционных занятий:

  1. Профилактика конфликтов
  2. Профилактика насилия
  3. Профилактика употребления слабоалкогольных напитков
  4. Профилактика табакокурения
  5. Профилактика расстройств алкогольной фетопатии
  6. Профилактика ВИЧ/СПИДа
  7. Я – подросток
  8. Профилактика компьютерной зависимости
  9. Профилактика употребления энергетических напитков
  10. Молодежные субкультуры

Тематика тренинговых занятий:

  1. Я+Другие
  2. Репродуктивное здоровье подростков
  3. Профессиональное самоопределение

Так, особый интерес школ вызвали занятия, направленные на сплочение коллектива детей, развитие их коммуникативных навыков (было проведено 24 занятия). Учителя признавали значимость психологического климата в коллективе, который сказывается на психологическом здоровье детей. Именно с такими пожеланиями они обращались к нам: «Я хочу, чтобы дети стали дружнее, научились слышать и понимать друг друга». Радует тот факт, что для многих классов эти занятия, действительно, стали основой дружеских здоровых отношений. Также большая работа была проделана нашими сотрудниками в направлении профессионального самоопределения школьников. По этой теме были проведены 15 занятий. Искренний интерес детей девятого класса к собственному будущему и профессии помог им успешно разобраться в сложных вопросах самоопределения, осознать жизненные приоритеты.

Важным событием в нашей работе стало получение гранта на проведение лекций по профилактике расстройств алкогольной фетопатии. Этот проект будет реализован в школах с сентября 2013 года по март 2014 года.

Не хватит бумаги рассказать обо всех успехах, разочарованиях, радостях и удовлетворении, которые мы испытали, работая со школьниками разного возраста. Но самое главное в этом одно – надежда, что для кого-то из ребят знания, умения и навыки, полученные на занятиях, станут бесценными. А слова детей с надеждой на встречу в следующем году наполняют нашу работу смыслом.

 

Практика студентов

«Как можно устроиться к вам на работу??? Вы так много делаете, при этом у вас еще и весело! Я даже не заметила, как прошла практика! В следующем году я обязательно запишусь к вам опять!» – именно эти вопросы и комментарии мы слышали чаще остальных в прошедшем году. Каждый год мы стараемся помочь всем студентам на практике открыть в себе социального работника, сформировать интерес к этой нужной профессии. И нам это удается! Об этом говорит тот факт, что каждый второй студент, приходя к нам на практику, остается с нами уже в качестве волонтера, нашего внештатного сотрудника.

В этом году мы не только продолжили, но и расширили сотрудничество с высшими учебными заведениями. Так, по сравнению с прошлым годом количество студентов-практикантов увеличилось с 25 до 40 человек. Из них 30 человек – будущие социальные работники Экономико-правового колледжа Запорожского национального университета, 6 человек – студенты специальности «социальная работа» Запорожского национального университета, 2 студента – социальные педагоги того же вуза и 1 человек – будущий физреабилитолог, студент Запорожского национального технического университета.

Предоставление базы практики для студентов социальной сферы и формирование будущих профессионалов является одной из главных задач нашего Центра. Поэтому можно сказать, что в этом году мы выполнили эту задачу на 100%. Но дело не только в том, что у нас есть возможность принять студентов на практику. Дело в том, что для нас каждый из них – это личность, которую мы ценим и уважаем.

За этот год нам со студентами удалось совершить много полезных дел:

– принять участие в развивающих занятиях для детей с особыми потребностями по программе «Кенгуру»;

– посетить Коммунарский территориальный центр и помочь людям с особыми потребностями, организовать для них праздник 14 февраля (День Святого Валентина);

– разработать и апробировать лекции по программе «Здоровое поколение» по профилактике употребления энергетических напитков и особенностях молодежных субкультур

– принять участие в спортивных мероприятиях для воспитанников Камышевахской школы социальной реабилитации;

– подготовить праздник «Світ великих сердець – 4» и поучаствовать в нем;

– разработать и провести занятия для школьников по сплочению коллектива;

– перевести с английского языка материалы для работы Центра;

– принять участие в тренинговых занятиях;

– продолжить составление справочника организаций, которые работают в социальной сфере.

Все это и многое другое нам удалось сделать только благодаря усилиям дополнительных «рук» – студентов-практикантов. Оглядываясь назад, можно сказать об успешной работе программы. В планах на будущее – поддержание партнерства со всеми вузами и «бывшими» практикантами для развития профессии.

 

Волонтер

«Волонтер для меня – это дорога от интереса к значению слова к выбору специальности и жизненного ориентира», – именно такими словами начала свой рассказ Надежда – один из наиболее активных волонтеров нашего Центра.

«В прошлом году я решила стать волонтером Центра «Флоренс», так как меня интересовала работа с детьми с особыми потребностями – ранее уже была такая практика. Со временем волонтерство переросло от увлечения к выбору жизненного пути.

Мне понравилось принимать участие в подготовке и организации мероприятия «Світ великих сердець». Благодаря данному событию у меня была прекрасная возможность использовать на практике полученные в колледже теоретические знания. За время волонтерства в Центре я познакомилась с хорошим человеком и обрела лучшую подругу в тогда еще плохо знакомом для себя городе.

Волонтерство помогло мне посмотреть на мир более реально. Работая с детьми с особыми потребностями, неблагополучными и многодетными семьями, с моих глаз словно упали розовые очки. За время волонтерства я начала больше открывать для себя людей, как знакомых, так и не знакомых.

Конечно же, были и свои сложности. В первую очередь, со своим внутренним страхом. Например, при подготовке к интегративному концерту нужно было встречаться с абсолютно незнакомыми людьми, налаживать с ними контакт. Возникал вопрос: «А вдруг ничего не выйдет?!».

Если говорить о будущем, то безусловно, я планирую продолжать волонтерскую деятельность – проводить лекции для школьников по теме «Профилактика расстройств алкогольной фетопатии», а также участвовать в организации праздника «Світ великих сердець», т.к. за два года это уже стало традицией.

Хотелось бы пожелать всем коллективного вдохновения, личной инициативности, выносливости, терпения, бодрости и позитива!» 

Именно благодаря таким волонтерам можно сказать, что у нашей страны есть будущее.

Каждый из волонтеров, пришедших к нам в этом году – а это около 70 человек – подарил нам немало новых идей, доброты и тепла. А та готовность и ответственность, с которой ребята выполняли все доверенные им поручения и проекты, превысила все ожидания. И конечно же, все эти усилия с лихвой вознаградили радостные глаза детей, благодарные лица клиентов и простое человеческое СПАСИБО.

В этом году все программы нашего Центра работали на 100% именно благодаря волонтерам. Спортивные мероприятия для детей Камышевахской школы социальной реабилитации, организация интегративного концерта, разработка и проведение занятий для школьников, методическая помощь программе «Кенгуру» – вот далеко неполный список того, в чем наши волонтеры оказывали нам посильную и непосильную помощь.

Искренне благодарим всех тех волонтеров, которые были с нами в этом году! Надеемся на скорую встречу!

 

Мы такие же, как все!

«Как хорошо, что вы приехали! Мы ждали вас с нетерпением! А что мы сегодня будем делать?» – эти и многие другие вопросы каждый раз слышат волонтеры Запорожского национального технического университета Института управления и права специальностей «Международный туризм» и «Социальная работа» от воспитанников Камышевахской школы социальной реабилитации.

Весь год активно продолжалась работа по программе «Мы такие же, как все!». Ее основная цель – ресоциализация подростков-правонаруштителей.

В течение года студенты-волонтеры проводили с ребятами спортивные мероприятия. Это были динамичные «Веселые старты», игра в настольный теннис, бадминтон, волейбол и, конечно же, футбол.

«В самом начале наших встреч ребята просто играли в футбол, гоняли мяч по полю. Сейчас, я вижу, что у них улучшилась физическая подготовка, появилась техника и тактика игры. Мальчишки стали понимать, что они одна команда, чувствовать командный дух. В этом году участвуя в «Веселых стартах», ребята придерживались команды, ее интересов. Также для мальчиков стали важными поощрительные грамоты. Они до начала конкурсов начинают уточнять, будут ли грамоты или дипломы.  Очень приятно видеть произошедшие изменения», – такие слова сказал нам главный волонтер программы Сергей, который занимается с ребятами уже более двух лет.

Также одним из интересных мероприятий в этом году было проведение квеста. Такая форма работы проводилась впервые, но вызвала восторг со стороны ребят.

«Мы отгадывали загадки, преодолевали препятствия, чтобы дойти до главной цели и приза! Это было по-настоящему здорово! Мы рады, что наша команда смогла победить!»

Осенью для ребят была организована поездка на остров Хортица. Там для ребят был устроен мастер-класс по скалолазанию. Ребята учились работать со снаряжением, а также пробовали покорять вершины.

«Хотелось, чтобы выездных мероприятий было больше. Во-первых, это внесет разнообразие в нашу деятельность. Во-вторых, вне стен школы мальчишки чувствуют себя свободнее и увереннее!» – подчеркнул Сергей.

В следующем году мы планируем продолжать работу по данной программе. Наша цель – доказать ребятам, что они такие же, как все!

 

Консультирование

Интересной и даже странной особенностью этого направления в нашей работе является то, что каждый раз, когда мы хотим ее прекратить, появляются новые клиенты. Мы даже начали по этому поводу шутить: «Давайте закроем ту или иную программу, и она будет работать лучше!»

Укрепление сотрудничества со школами и налаживание партнерских отношений с учителями по программе «Здоровое поколение», повлекло за собой увеличение интереса и к другим программам нашего Центра.

Так, в беседах с учителями и родителями на собраниях многие семьи поняли, что им требуется не только поддержка близких, но и профессиональная помощь. Именно поэтому они обращались к нам по различным вопросам. Особенно радует тот факт, что некоторые семьи приходили на консультацию вместе: мама, папа и ребенок.

Так, в этом году основным направлением стало консультирование по проблемам детско-родительских отношений, а также профессионального выгорания. В общей сложности было проведено 11 консультаций.

Учитывая  тот факт, что растет спрос на консультации, в следующем году мы решили подготовить раздаточные материалы по этому направлению. Чтобы клиентам было легче разобраться в том, что их интересует, наши брошюрки будут содержать информацию о возможных темах индивидуального и семейного консультирования.

 

Тренинговая мастерская 

«Мы назовем нашу группу «Лучики добра»!» – дожевывая кусок торта, радостно сообщили нам участники тренинга. «Здорово здесь у вас! Просто никак не хочется уходить!» Именно так проходило наше последнее занятие по программе «Тренинговая мастерская». Вот мы наклеиваем на спины ребят последние стикеры с пожеланиями (которые можно снять и прочитать только дома) и вперед – в реальную жизнь с бесценным запасом новых знаний и умений.

Исследовать собственную личность, понять окружающих и наладить конструктивные взаимоотношения – вот только некоторые из задач, которые ставят перед собой участники этой программы.

Посетить ее могут студенты или школьники любого возраста по предварительной договоренности с сотрудниками нашего Центра. Для этого нужно всего лишь найти 5-10 единомышленников, которые тоже захотят посещать тренинговые занятия. Средняя продолжительность тренингов – 10 занятий 1-2 раза в неделю.

Тематика тренинговых занятий зависит от запросов самих участников. Например, это может быть тренинг для тренеров, тренинг развития навыков коммуникативной компетентности, сплочения коллектива и т.д.

Вот слова одного из ребят на завершающем занятии в этом году:

«Я не только достиг поставленной цели, но и получил намного больше знаний и умений, которые мне очень пригодятся в будущем! Я даже не подозревал, какое значение имеет  «Я-высказывание» в жизни! Постараюсь использовать!»

 

Обучение специалистов социальной сферы

Наш Центр постоянно проводит семинары, практикумы, круглые столы для сотрудников социальной сферы. Цель таких занятий – повышение качества образования сотрудников,  снижение напряжения на работе, формирование группы единомышленников, налаживание контактов с государственными и общественными организациями.

В отчетном году для для специалистов отделений для детей с особыми потребностями городской службы социальной помощи (ГСС) был проведен семинар «Построение конструктивных взаимоотношений в семье»

Для сотрудников Ленинского района ГСС (отделение для пожилых людей) была прочитана лекция об интеграции людей с особыми потребностями в общество. Некоторые сотрудники плакали во время презентации и говорили: «Покажите этот фильм молодым людям, детям, их надо учить, как жить с инвалидами и помогать».

Кроме этого были прочитаны лекции для социальных педагогов Запорожской области при Институте повышения квалификации по теме «Семья, ее структура и роли в ней». Обсуждались вопросы построения любовных взаимоотношений в семье. Рассматривались проблемы интеграции детей с особыми потребностями в систему образования; вопросы суицида среди подростков, вопросы мигрантов и др.

 

Работа с иностранными специалистами

Традиционно Центр организовывает лекции зарубежных специалистов для высших учебных заведений. В этом году студентам Запорожского национального технического университета Института управления и права (специальность «социальная работа» и «международный туризм») были прочитаны лекции по вопросам высшего образования в Канаде и восстановительного правосудия. Также были проведены встречи с коллегами из университета. Канадские коллеги познакомились с местным Ротари клубом и посетили различные меннонитские организации.

В течение года мы принимали зарубежных коллег из разных стран: Канады, Германии, Швеции, Румынии, Великобритании. Одним из наиболее значимых событий было проведение международной конференции «Проблемы старения: европейские подходы» на базе Запорожского национального технического университета. Европейски коллеги посетили Центр «Флоренс» и были глубоко тронуты той работой, которую сотрудники проводят с детьми с особыми потребностями. Пожелали процветание и удачи нашему Центру.

 

Социальные акции

«Я рад, что на проблему инвалидов обращают внимание. Жить трудно всем, даже самым сильным и мудрым, а что уж говорить о людях с ограниченными возможностями. Все нуждаются в поддержке, любви, вере друзей и знакомых. Если в тебе сомневаются, ты и сам в себе сомневаешься. Если в тебя верят, поддерживают, поощряют, ты сам начинаешь верить в себя, чувствуешь себя сильным, у тебя «вырастают крылья». Не беда, что завтра неудача их подрезает. Уже послезавтра тебя поддержит знакомый и вдохновит на продолжение борьбы за благополучие, и ты снова бросишься в бой. На то она и жизнь – бороться и побеждать. Если будет поддержка и будет, для кого побеждать, то будет и победа». (Андрей, инвалид 3-й группы)

11 апреля 2013 года мы организовали уже в 4 раз интегративный праздник «Світ великих сердець», который состоял из игротеки и концерта. Цель мероприятия – это интеграция людей с особыми потребностями в общество.

На веселой игротеке у ребят была возможность поучаствовать в различных конкурсах, проверить свои интеллектуальные способности и, конечно же, получить призы за свои победы. После на праздничную сцену вышли творческие коллективы города Запорожья, а также люди с особыми потребностями, которые доказали всем еще раз, что талантливым может быть каждым!

Праздник «Світ великих сердець» – это наш способ показать, что для дружбы нет преград!!!

«Меня зовут Кулиш Полина Адольфовна. Я родилась 15 февраля 1938 года. Я проработала более 50 лет, сейчас на заслуженном отдыхе. Свободное время посвящаю вышивке и вязанию. Я пою в хоре «Рідна пісня». Сейчас занимаюсь вопросом ремонта дороги около нашего двора. Верю, что у меня всё получится! С выходом на пенсию, моя жизнь только началась! Я делаю свою жизнь ярче и желаю, чтобы она была яркой и у других пенсионеров! Думаю, что со страниц календаря смогу донести это до них!»

«Сделай жизнь ярче!» – именно так назывался наш проект. Его главная цель – формирование активной жизненной позиции людей пенсионного возраста и преодоление негативных стереотипов общества по отношению к пенсионерам.

Оригинальность идеи заключалась в том, что был выпущен календарь на 2013 год с очень интересными людьми, которые выйдя на пенсию, сделали свою жизнь ярче и веселее. Они открыли в себе новые таланты, увлечения, стали заниматься тем, на что ранее не хватало времени. Герои календаря – это 6 мужчин и 6 женщин, которые являются образцами и примерами для других.

Этот проект был направлен на стимулирование активности пенсионеров. Современный пенсионер может быть активным и продолжать жить полноценной социальной жизнью!

Залишити відповідь