Слово директора
Совершенно незаметно мы практически подошли к юбилею нашей организации. В следующем году ей исполнится 10 лет. Много это или мало для организации? Думаю, что это мало для организации вообще и много для общественной организации. Время подводит небольшие итоги. Итак, что же сделано за год, предшествующий юбилею?
Наверное, самое главное, мы увидели понимание окружающих и получили доверие к общественной организации как таковой. Мы, Центр Флоренс, уже не рассматриваемся как чужеродный элемент в структуре общества и государства. Для нас это огромная победа!
Юбилей этого года – 5-летилетие программы «Кенгуру», которая прошла путь от посещения детей на дому до маленького детского сада. Здесь очень любят детей и заботятся, чтобы им было хорошо и комфортно в этом мире!
Открыли двери школы, училища, колледжи и техникумы. Университеты города стали нашими настоящими друзьями и единомышленниками. Так трогательно участвуют студенты в благотворительной и волонтерской помощи! У общества есть будущее!
Новым и важным событием стало инициирование и проведение международной европейской конференции по вопросам старения! Удачей считаем и календарь о пожилых людях для всех возрастов.
А еще рады, что на консультации по вопросам воспитания начали приходить не только мамы, а и вся семья!
Мне приносит радость отношение сотрудников ко всем людям, которые приходят к нам за помощью. Уважение, любовь, профессионализм, юмор, забота и трудолюбие коллег делают организацию сильной и надежной!
Так держать!
Л.А. Романенкова
Программа «Кенгуру»
«Летом 2012 года у нашей дочери Юлии (имя изменено) проявились нарушения развития (ребенок стал выделяться из общей массы других детей). И наша семья впервые столкнулась с проблемой Аутизм. Мы начали искать возможности, как помочь ребенку. О программе ранней социальной реабилитации детей от 0 до 6 лет «Кенгуру» узнали из сети интернет (сначала прочитали положительные отзывы на форуме мамочек Запорожья, а после зашли на сайт ЗООО «Флоренс» www.florence.ucoz.ua). Нам очень повезло – на нашем пути встретились люди, которые искренне хотели помочь. Изначально меня смутило то, что Программа реабилитации построена по типу детского сада. Я предполагала, что нужно приходить и присутствовать на занятиях вместе с ребенком. Но, после того, как дочка начала посещать Центр, я убедилась, что подобное построение занятий и ежедневное пребывание в самом коллективе гораздо эффективнее отдельных упражнений, которые ребенок выполняет вместе с мамой. Занятия для физического развития, интеллектуальные занятия и музыкальные мероприятия – все это в комплексе способствует развитию моей дочери. Очень важным моментом проекта является возможность общения ребенка с другими детьми. Моя дочь научилась играть в совместные игры. Наша семья желает процветания Программе «Кенгуру» еще долгие годы и выражает искреннюю благодарность всем людям, которые принимали участие в создании проекта, за их понимание к проблеме аутизма. Огромное спасибо за высокий профессиональный труд, благодаря
которому моя дочка имеет возможность развиваться и общаться с детьми», – так высказалась мама Ю. в Книге отзывов, пожеланий и предложений Программы «Кенгуру».
А ведь в сентябре Ю. пришла замкнутым аутичным ребенком, который произносил всего три слова: «Да», «Нет», «Все» и играл самостоятельно. Сегодня ее активный словарный запас насчитывает более 50 слов, из 2-3 слов она строит предложения. Выучила имена всех детей и педагогов, обращается с просьбой к конкретному человеку, выполняет множество движений пальчиковой и артикуляционной гимнастик, утренней зарядки и танцев самостоятельно.
В 2012-2013 году Программа «Кенгуру» работала в режиме группы дневного пребывания. На протяжении года программу посетили 20 детей. 9 из них перестали посещать занятия в связи с переменой места жительства, достижения 6-летнего возраста, поступление в общеобразовательную школу в спецкласс, выявление других медицинских показаний, не позволяющих самостоятельно посещать занятия.
Подбор оптимального состава группы (не более 12 человек), где дети сочетаются по принципу дополнения (т.е. с противоположными симптомами и разнообразными диагнозами, такими как аутизм, синдром Дауна, детский церебральный паралич, гиперактивность, задержка психического и психо-речевого развития, различные виды аллалий и т.д.), обеспечивает более успешную идентификацию с альтернативным образцом поведения. Для детей замкнутых, малообщительных (некоторые из них никогда не выходят гулять на детские площадки, их диагнозы скрывают от родственников и знакомых), пассивных, не владеющих элементарными навыками общения, с нарушениями поведения, агрессией, сверхзависимых, с заниженной самооценкой, страдающих страхами и фобиями проведение занятий в форме групповой работы очень полезно и дает хорошие результаты. Здесь успешно решается задача социализации детей с особыми потребностями. А индивидуальные и подгрупповые (2-3-5 чел.) занятия повышают эффективность совместной работы команды специалистов.Занятия проводятся по 5 важнейшим функциональным составляющим: самообслуживание – социальное развитие, мелкая (тонкая) и общая моторика, язык (речь), мышление и восприятие. Коррекционную и профилактически-развивающую работу предваряет диагностическая работа развития и проверки достижений по общей программе Штрассмайера. Оценка уровня развития отражается в регистрационных бланках. Благодаря этому выясняется уровень развития каждого ребенка, формулируются цели работы и способы их достижения.
За это время многие ребята научились самостоятельно ходить в туалет, сидеть за общим столом во время еды, соблюдать режим дня. Впервые приняли активное участие в утренниках: «Праздник сбора урожая овощей», «Здравствуй, Новый 2013 год!», «Как я мамочку люблю!» (посвященный 8 марта), «Здравствуй, лето!». Идет приобщение детей к прекрасному посредством представлений кукольного театра. Проводят лепку, рисование, сказкотерапию и музыкальную терапию, аппликацию, конструирование, артикуляционную и пальчиковую гимнастику. Эти виды прямо вплетены в игру и являются развитием сюжета и продолжением самой игры. Лечебная физкультура и массаж также являются полюбившимися формами работы наших воспитанников.
Сотрудники программы постоянно проводят социально-педагогические и психолого-педагогические консультации для родителей детей-участников Программы. В режиме «открытых дверей» мы принимаем активное участие в работе научно-практических конференций, семинаров и лекториев по различным проблемам, постоянно повышаем свой профессиональный уровень.
Родители доверяют нам самое дорогое – своих детей, а мы с честью и достоинством принимаем их в свою «крепкую семью». Благодаря тому, что дети находятся у нас целый день, некоторые родители смогли вернуться к своей профессиональной деятельности или пойти учиться. Мы хотим, чтобы каждый ребенок рос счастливым и мог чувствовать себя полноценным членом общества. Наш главный принцип: «Помоги мне сделать это самому!»
Программа “Здоровое поколение”
«А я думал, что ВИЧ передается через комариные укусы и поцелуи», – признался нам один из учеников девятого класса – участников занятия по профилактике ВИЧ, – «после этой лекции я не буду бояться комаров!» Вот такие неожиданные мифы среди школьников приходилось нам развеивать во время занятий по программе «Здоровое поколение».
Именно эта программа стала одной из наиболее успешных в этом году. Активное распространение информации о проведении лекций, презентаций, тренинговых занятий по профилактике негативных явлений и пропаганде здорового образа жизни дало свои результаты: учителя разных школ и классов все больше и больше обращаются за помощью в наш Центр. В этом году сотрудниками было проведено в общей сложности 64 занятия по 10 различным темам. Расширилась тематика занятий. Большинство из них были разработаны по запросам самих школ. Приведем примеры:
Тематика лекционных занятий:
- Профилактика конфликтов
- Профилактика насилия
- Профилактика употребления слабоалкогольных напитков
- Профилактика табакокурения
- Профилактика расстройств алкогольной фетопатии
- Профилактика ВИЧ/СПИДа
- Я – подросток
- Профилактика компьютерной зависимости
- Профилактика употребления энергетических напитков
- Молодежные субкультуры
Тематика тренинговых занятий:
- Я+Другие
- Репродуктивное здоровье подростков
- Профессиональное самоопределение
Так, особый интерес школ вызвали занятия, направленные на сплочение коллектива детей, развитие их коммуникативных навыков (было проведено 24 занятия). Учителя признавали значимость психологического климата в коллективе, который сказывается на психологическом здоровье детей. Именно с такими пожеланиями они обращались к нам: «Я хочу, чтобы дети стали дружнее, научились слышать и понимать друг друга». Радует тот факт, что для многих классов эти занятия, действительно, стали основой дружеских здоровых отношений. Также большая работа была проделана нашими сотрудниками в направлении профессионального самоопределения школьников. По этой теме были проведены 15 занятий. Искренний интерес детей девятого класса к собственному будущему и профессии помог им успешно разобраться в сложных вопросах самоопределения, осознать жизненные приоритеты.
Важным событием в нашей работе стало получение гранта на проведение лекций по профилактике расстройств алкогольной фетопатии. Этот проект будет реализован в школах с сентября 2013 года по март 2014 года.
Не хватит бумаги рассказать обо всех успехах, разочарованиях, радостях и удовлетворении, которые мы испытали, работая со школьниками разного возраста. Но самое главное в этом одно – надежда, что для кого-то из ребят знания, умения и навыки, полученные на занятиях, станут бесценными. А слова детей с надеждой на встречу в следующем году наполняют нашу работу смыслом.
Практика студентов
«Как можно устроиться к вам на работу??? Вы так много делаете, при этом у вас еще и весело! Я даже не заметила, как прошла практика! В следующем году я обязательно запишусь к вам опять!» – именно эти вопросы и комментарии мы слышали чаще остальных в прошедшем году. Каждый год мы стараемся помочь всем студентам на практике открыть в себе социального работника, сформировать интерес к этой нужной профессии. И нам это удается! Об этом говорит тот факт, что каждый второй студент, приходя к нам на практику, остается с нами уже в качестве волонтера, нашего внештатного сотрудника.
В этом году мы не только продолжили, но и расширили сотрудничество с высшими учебными заведениями. Так, по сравнению с прошлым годом количество студентов-практикантов увеличилось с 25 до 40 человек. Из них 30 человек – будущие социальные работники Экономико-правового колледжа Запорожского национального университета, 6 человек – студенты специальности «социальная работа» Запорожского национального университета, 2 студента – социальные педагоги того же вуза и 1 человек – будущий физреабилитолог, студент Запорожского национального технического университета.
Предоставление базы практики для студентов социальной сферы и формирование будущих профессионалов является одной из главных задач нашего Центра. Поэтому можно сказать, что в этом году мы выполнили эту задачу на 100%. Но дело не только в том, что у нас есть возможность принять студентов на практику. Дело в том, что для нас каждый из них – это личность, которую мы ценим и уважаем.
За этот год нам со студентами удалось совершить много полезных дел:
– принять участие в развивающих занятиях для детей с особыми потребностями по программе «Кенгуру»;
– посетить Коммунарский территориальный центр и помочь людям с особыми потребностями, организовать для них праздник 14 февраля (День Святого Валентина);
– разработать и апробировать лекции по программе «Здоровое поколение» по профилактике употребления энергетических напитков и особенностях молодежных субкультур
– принять участие в спортивных мероприятиях для воспитанников Камышевахской школы социальной реабилитации;
– подготовить праздник «Світ великих сердець – 4» и поучаствовать в нем;
– разработать и провести занятия для школьников по сплочению коллектива;
– перевести с английского языка материалы для работы Центра;
– принять участие в тренинговых занятиях;
– продолжить составление справочника организаций, которые работают в социальной сфере.
Все это и многое другое нам удалось сделать только благодаря усилиям дополнительных «рук» – студентов-практикантов. Оглядываясь назад, можно сказать об успешной работе программы. В планах на будущее – поддержание партнерства со всеми вузами и «бывшими» практикантами для развития профессии.
Волонтер
«Волонтер для меня – это дорога от интереса к значению слова к выбору специальности и жизненного ориентира», – именно такими словами начала свой рассказ Надежда – один из наиболее активных волонтеров нашего Центра.
«В прошлом году я решила стать волонтером Центра «Флоренс», так как меня интересовала работа с детьми с особыми потребностями – ранее уже была такая практика. Со временем волонтерство переросло от увлечения к выбору жизненного пути.
Мне понравилось принимать участие в подготовке и организации мероприятия «Світ великих сердець». Благодаря данному событию у меня была прекрасная возможность использовать на практике полученные в колледже теоретические знания. За время волонтерства в Центре я познакомилась с хорошим человеком и обрела лучшую подругу в тогда еще плохо знакомом для себя городе.
Волонтерство помогло мне посмотреть на мир более реально. Работая с детьми с особыми потребностями, неблагополучными и многодетными семьями, с моих глаз словно упали розовые очки. За время волонтерства я начала больше открывать для себя людей, как знакомых, так и не знакомых.
Конечно же, были и свои сложности. В первую очередь, со своим внутренним страхом. Например, при подготовке к интегративному концерту нужно было встречаться с абсолютно незнакомыми людьми, налаживать с ними контакт. Возникал вопрос: «А вдруг ничего не выйдет?!».
Если говорить о будущем, то безусловно, я планирую продолжать волонтерскую деятельность – проводить лекции для школьников по теме «Профилактика расстройств алкогольной фетопатии», а также участвовать в организации праздника «Світ великих сердець», т.к. за два года это уже стало традицией.
Хотелось бы пожелать всем коллективного вдохновения, личной инициативности, выносливости, терпения, бодрости и позитива!»
Именно благодаря таким волонтерам можно сказать, что у нашей страны есть будущее.
Каждый из волонтеров, пришедших к нам в этом году – а это около 70 человек – подарил нам немало новых идей, доброты и тепла. А та готовность и ответственность, с которой ребята выполняли все доверенные им поручения и проекты, превысила все ожидания. И конечно же, все эти усилия с лихвой вознаградили радостные глаза детей, благодарные лица клиентов и простое человеческое СПАСИБО.
В этом году все программы нашего Центра работали на 100% именно благодаря волонтерам. Спортивные мероприятия для детей Камышевахской школы социальной реабилитации, организация интегративного концерта, разработка и проведение занятий для школьников, методическая помощь программе «Кенгуру» – вот далеко неполный список того, в чем наши волонтеры оказывали нам посильную и непосильную помощь.
Искренне благодарим всех тех волонтеров, которые были с нами в этом году! Надеемся на скорую встречу!
Мы такие же, как все!
«Как хорошо, что вы приехали! Мы ждали вас с нетерпением! А что мы сегодня будем делать?» – эти и многие другие вопросы каждый раз слышат волонтеры Запорожского национального технического университета Института управления и права специальностей «Международный туризм» и «Социальная работа» от воспитанников Камышевахской школы социальной реабилитации.
Весь год активно продолжалась работа по программе «Мы такие же, как все!». Ее основная цель – ресоциализация подростков-правонаруштителей.
В течение года студенты-волонтеры проводили с ребятами спортивные мероприятия. Это были динамичные «Веселые старты», игра в настольный теннис, бадминтон, волейбол и, конечно же, футбол.
«В самом начале наших встреч ребята просто играли в футбол, гоняли мяч по полю. Сейчас, я вижу, что у них улучшилась физическая подготовка, появилась техника и тактика игры. Мальчишки стали понимать, что они одна команда, чувствовать командный дух. В этом году участвуя в «Веселых стартах», ребята придерживались команды, ее интересов. Также для мальчиков стали важными поощрительные грамоты. Они до начала конкурсов начинают уточнять, будут ли грамоты или дипломы. Очень приятно видеть произошедшие изменения», – такие слова сказал нам главный волонтер программы Сергей, который занимается с ребятами уже более двух лет.
Также одним из интересных мероприятий в этом году было проведение квеста. Такая форма работы проводилась впервые, но вызвала восторг со стороны ребят.
«Мы отгадывали загадки, преодолевали препятствия, чтобы дойти до главной цели и приза! Это было по-настоящему здорово! Мы рады, что наша команда смогла победить!»
Осенью для ребят была организована поездка на остров Хортица. Там для ребят был устроен мастер-класс по скалолазанию. Ребята учились работать со снаряжением, а также пробовали покорять вершины.
«Хотелось, чтобы выездных мероприятий было больше. Во-первых, это внесет разнообразие в нашу деятельность. Во-вторых, вне стен школы мальчишки чувствуют себя свободнее и увереннее!» – подчеркнул Сергей.
В следующем году мы планируем продолжать работу по данной программе. Наша цель – доказать ребятам, что они такие же, как все!
Консультирование
Интересной и даже странной особенностью этого направления в нашей работе является то, что каждый раз, когда мы хотим ее прекратить, появляются новые клиенты. Мы даже начали по этому поводу шутить: «Давайте закроем ту или иную программу, и она будет работать лучше!»
Укрепление сотрудничества со школами и налаживание партнерских отношений с учителями по программе «Здоровое поколение», повлекло за собой увеличение интереса и к другим программам нашего Центра.
Так, в беседах с учителями и родителями на собраниях многие семьи поняли, что им требуется не только поддержка близких, но и профессиональная помощь. Именно поэтому они обращались к нам по различным вопросам. Особенно радует тот факт, что некоторые семьи приходили на консультацию вместе: мама, папа и ребенок.
Так, в этом году основным направлением стало консультирование по проблемам детско-родительских отношений, а также профессионального выгорания. В общей сложности было проведено 11 консультаций.
Учитывая тот факт, что растет спрос на консультации, в следующем году мы решили подготовить раздаточные материалы по этому направлению. Чтобы клиентам было легче разобраться в том, что их интересует, наши брошюрки будут содержать информацию о возможных темах индивидуального и семейного консультирования.
Тренинговая мастерская
«Мы назовем нашу группу «Лучики добра»!» – дожевывая кусок торта, радостно сообщили нам участники тренинга. «Здорово здесь у вас! Просто никак не хочется уходить!» Именно так проходило наше последнее занятие по программе «Тренинговая мастерская». Вот мы наклеиваем на спины ребят последние стикеры с пожеланиями (которые можно снять и прочитать только дома) и вперед – в реальную жизнь с бесценным запасом новых знаний и умений.
Исследовать собственную личность, понять окружающих и наладить конструктивные взаимоотношения – вот только некоторые из задач, которые ставят перед собой участники этой программы.
Посетить ее могут студенты или школьники любого возраста по предварительной договоренности с сотрудниками нашего Центра. Для этого нужно всего лишь найти 5-10 единомышленников, которые тоже захотят посещать тренинговые занятия. Средняя продолжительность тренингов – 10 занятий 1-2 раза в неделю.
Тематика тренинговых занятий зависит от запросов самих участников. Например, это может быть тренинг для тренеров, тренинг развития навыков коммуникативной компетентности, сплочения коллектива и т.д.
Вот слова одного из ребят на завершающем занятии в этом году:
«Я не только достиг поставленной цели, но и получил намного больше знаний и умений, которые мне очень пригодятся в будущем! Я даже не подозревал, какое значение имеет «Я-высказывание» в жизни! Постараюсь использовать!»
Обучение специалистов социальной сферы
Наш Центр постоянно проводит семинары, практикумы, круглые столы для сотрудников социальной сферы. Цель таких занятий – повышение качества образования сотрудников, снижение напряжения на работе, формирование группы единомышленников, налаживание контактов с государственными и общественными организациями.
В отчетном году для для специалистов отделений для детей с особыми потребностями городской службы социальной помощи (ГСС) был проведен семинар «Построение конструктивных взаимоотношений в семье»
Для сотрудников Ленинского района ГСС (отделение для пожилых людей) была прочитана лекция об интеграции людей с особыми потребностями в общество. Некоторые сотрудники плакали во время презентации и говорили: «Покажите этот фильм молодым людям, детям, их надо учить, как жить с инвалидами и помогать».
Кроме этого были прочитаны лекции для социальных педагогов Запорожской области при Институте повышения квалификации по теме «Семья, ее структура и роли в ней». Обсуждались вопросы построения любовных взаимоотношений в семье. Рассматривались проблемы интеграции детей с особыми потребностями в систему образования; вопросы суицида среди подростков, вопросы мигрантов и др.
Работа с иностранными специалистами
Традиционно Центр организовывает лекции зарубежных специалистов для высших учебных заведений. В этом году студентам Запорожского национального технического университета Института управления и права (специальность «социальная работа» и «международный туризм») были прочитаны лекции по вопросам высшего образования в Канаде и восстановительного правосудия. Также были проведены встречи с коллегами из университета. Канадские коллеги познакомились с местным Ротари клубом и посетили различные меннонитские организации.
В течение года мы принимали зарубежных коллег из разных стран: Канады, Германии, Швеции, Румынии, Великобритании. Одним из наиболее значимых событий было проведение международной конференции «Проблемы старения: европейские подходы» на базе Запорожского национального технического университета. Европейски коллеги посетили Центр «Флоренс» и были глубоко тронуты той работой, которую сотрудники проводят с детьми с особыми потребностями. Пожелали процветание и удачи нашему Центру.
Социальные акции
«Я рад, что на проблему инвалидов обращают внимание. Жить трудно всем, даже самым сильным и мудрым, а что уж говорить о людях с ограниченными возможностями. Все нуждаются в поддержке, любви, вере друзей и знакомых. Если в тебе сомневаются, ты и сам в себе сомневаешься. Если в тебя верят, поддерживают, поощряют, ты сам начинаешь верить в себя, чувствуешь себя сильным, у тебя «вырастают крылья». Не беда, что завтра неудача их подрезает. Уже послезавтра тебя поддержит знакомый и вдохновит на продолжение борьбы за благополучие, и ты снова бросишься в бой. На то она и жизнь – бороться и побеждать. Если будет поддержка и будет, для кого побеждать, то будет и победа». (Андрей, инвалид 3-й группы)
11 апреля 2013 года мы организовали уже в 4 раз интегративный праздник «Світ великих сердець», который состоял из игротеки и концерта. Цель мероприятия – это интеграция людей с особыми потребностями в общество.
На веселой игротеке у ребят была возможность поучаствовать в различных конкурсах, проверить свои интеллектуальные способности и, конечно же, получить призы за свои победы. После на праздничную сцену вышли творческие коллективы города Запорожья, а также люди с особыми потребностями, которые доказали всем еще раз, что талантливым может быть каждым!
Праздник «Світ великих сердець» – это наш способ показать, что для дружбы нет преград!!!
«Меня зовут Кулиш Полина Адольфовна. Я родилась 15 февраля 1938 года. Я проработала более 50 лет, сейчас на заслуженном отдыхе. Свободное время посвящаю вышивке и вязанию. Я пою в хоре «Рідна пісня». Сейчас занимаюсь вопросом ремонта дороги около нашего двора. Верю, что у меня всё получится! С выходом на пенсию, моя жизнь только началась! Я делаю свою жизнь ярче и желаю, чтобы она была яркой и у других пенсионеров! Думаю, что со страниц календаря смогу донести это до них!»
«Сделай жизнь ярче!» – именно так назывался наш проект. Его главная цель – формирование активной жизненной позиции людей пенсионного возраста и преодоление негативных стереотипов общества по отношению к пенсионерам.
Оригинальность идеи заключалась в том, что был выпущен календарь на 2013 год с очень интересными людьми, которые выйдя на пенсию, сделали свою жизнь ярче и веселее. Они открыли в себе новые таланты, увлечения, стали заниматься тем, на что ранее не хватало времени. Герои календаря – это 6 мужчин и 6 женщин, которые являются образцами и примерами для других.
Этот проект был направлен на стимулирование активности пенсионеров. Современный пенсионер может быть активным и продолжать жить полноценной социальной жизнью!